3 поколения НЛП

НЛП: Надежда на перемены

НЛП: Надежда на перемены.

Что нового в области НЛП сейчас и, возможно, может появиться в будущем

Предупреждение: Данная статья написана с применением технологий НЛП третьего поколения.
Подражание В.Пелевину

Моему учителю и другу Джудит ДеЛозье, открывшей мне мой путь в мир НЛП.

Поводом для написания этой статьи послужила дискуссия, развернувшаяся на одном из НЛПерских сайтов России. Дискуссия развернулась вокруг обсуждения сообщения в блоге, где автор анонсировал мастер класс, посвященный пока что практически не известному русскоязычному НЛП сообществу НЛП третьего поколения (3rd Generation NLP, 3G NLP), которое еще называют "полевым НЛП".

Данная новая область, именуемая "Полевым" НЛП (Field-based NLP), которая в последние годы получила развитие в основном благодаря сотрудничеству Роберта Дилтса и Джудит ДеЛозье в рамках новой программы Университета НЛП "НЛП третьего поколения", базируется на понятии "поле" - что подразумевает пространство или энергию (по аналогии с электромагнитными, гравитационными полями), порождаемые отношениями и взаимодействием в системе. "Поле" являющимся важным понятием в НЛП третьего поколения. Смещение фокуса внимания с "элемента" на "поле" отражает естественную тенденцию развития современного НЛП, в гораздо большей степени концентрирующемся на форме, а не на содержании.[1] Концепция "поля", берущая свое начало в физике (которая оперирует понятиями: "частица", "поле", "напряженность поля", "силовые линии" и т.п.), в последние годы нашла свою прямую и метафорическую репрезентацию в психологии и в НЛП. В частности это понятие используется в работах Стефена Гиллигана ("поле отношений"), Берта Хеллингера ("семейное поле"), а еще раньше – Грегори Бейтсон в своей работе "Шаги к экологии разума" вплотную подходит к этому понятию[2]. В системном НЛП, которое заложило фундамент НЛП третьего поколения, говорится о четвертой позиции, или "мы-поле" - позиции восприятия, которая включает состояние ассоциированности со всей системой в целом или "полем", имеющее отношение к определенному взаимодействию.

Помимо «поля» в центре внимания НЛП третьего поколения находятся также и другие темы: Развитие «Внутренней игры» (Developing the Inner Game), архетипический формат «Путешествие героя» (Hero’s Journey), «Спонсорство» (Sponsorship), «Пробуждение» (Awakening), «Присутствие в теле» (Presence and the Body) и др., которым, к сожалению, из-за ограничений, накладываемых объемом настоящей, статьи автор не сможет уделить должного внимания.

Поскольку автору статьи посчастливилось пройти обучение в Университете НЛП в Санта Круз (США)[3] и получить практические знания по полевому НЛП (НЛП третьего поколения, в статье предпринята попытка дать ответ на вопросы, поднятые в дискуссии. Это, вероятно, может представлять интерес не только для участников упомянутой дискуссии, но и для всех, кто интересуется, что нового в области нейролингвистического программирования предлагают ведущие разработчики НЛП уже сейчас и, что, возможно, может появиться в ближайшем будущем.

 

Что нового в «НЛП третьего поколения» и «Полевом НЛП», в частности?

Я пытаюсь освободить твой разум. Но я могу лишь указать дверь. Ты сам должен выйти на волю.
Братья Вачовски. Матрица

Если очень коротко, то речь идет о фундаментальных инновациях, существенно меняющих привычную нам «ткань» НЛП. Это достаточно смелый шаг, если говорить о его потенциальных последствиях и возможностях с точки зрения изменений (эффектов), которые он привносит. Эти изменения затрагивают базисные вещи, а не являются просто «новой моделью» или «новым форматом» выполнения техник. Данное убеждение автор вынес из курса обучения в NLPU, а также из последующего анализа пройденного курса, который был проделан уже по возвращению на родину.

Изменения затрагивают:

1. Расширение области применимости инструментария НЛП для решения задач изменения/развития, соотносимого с уровнями модели «Нейрологические уровни». Речь идет о появлении нового инструментария, который может быть использован на тех уровнях, для которых НЛП прежних поколений не имело эффективной «инструментальной поддержки»;

2. Расширение контекстов практического использования НЛП за счет включения в нее не только таких привычных областей как, индивидуальная работа с клиентом, работа с малыми группами и организациями, но и таких ранее неохваченных областей как работа с сообществами и культурами;

3. Появление новой предметной области на «карте» НЛП – «поле», «полевой разум» и существенного расширения подходов, ориентированных на работу с зоной «соматического интеллекта»;

4. Открытие новых горизонтов – использование архетипов как инновационного для НЛП подхода к работе с «интеракциями» когнитивного, соматического и полевого сознания. 

 

1. Появление новых подходов. Углубляемся в поле 

 

Буду долго мечтать,

Словно птица о воле,

Чтоб вернуться опять

В наше полюшко-поле,

Полюшко-поле. 

Из песен Артека
 

Роберт Дилтс, автор модели «Нейрологические уровни», в написанной совместно с Джудит ДеЛозье «Энциклопедии системного НЛП и Нового кода НЛП»[4] вводит логические уровни как отношения между элементами субъективного опыта. Согласно DeLozier и Dilts, термин логические уровни, в том виде, как он применяется в НЛП, был заимствован Р. Дилтсом из работ Г. Бейтсона середины 80-х и относится к иерархии уровней процессов, относящихся к личности или группе. Функция каждого уровня заключается в организации, синтезе и прямом взаимодействии с нижележащими уровнями. Изменения чего-либо на верхнем уровне будет неизбежно проецироваться вниз, вызывая изменения на нижних уровнях. В то же время изменения на нижних уровнях не обязательно вызывают изменения на верхних. Эти уровни включают (в порядке от высшего к низшему): (1) идентичность, (2) убеждения и ценности, (3) способности, (4) поведение и (5) окружение. Шестой уровень, относящийся к "духовному", может быть определен как "поле отношений", окружающее множество индивидуумов и формирующее ощущение взаимосвязи со сверхсистемой, большей, чем отдельная личность.[5]  

Интересно, что «поле» в НЛП не является абсолютно новым понятием. Оно было введено в понятийный аппарат нейролингвистического программирования еще более десятилетия назад для обозначения некоторой особой сферы, имеющей отношение к коллективной переработке информации и соотносимой с конкретными уровнями в рамках модели «Нейрологические уровни», а именно – теми уровнями, которые расположены выше уровня Идентичности. Об этом, в частности, свидетельствует следующая цитата десятилетней давности.  

«С точки зрения нейрологической модели процессы духовного уровня имеют дело с некоторым "полем отношений" между нашей собственной нервной системой и таковыми же у других людей, формируя нечто наподобие более обширной коллективной нервной системы. То, что возникает в результате функционирования этого поля интеракций, есть нечто, соотносимое с нами как групповой "разум", групповой "дух" или “коллективное сознание”. Данное поле также содержит “нервные системы” или сети обработки информации, поступающей от других живых организмов и существ и, даже, из нашего окружения»[6] 

Очевидно, что «поле» не есть что-то принципиально новое для НЛП. Чем же можно объяснить нынешнее смещение акцента внимания в эту область, или, иначе говоря, что важного произошло за прошедшие 10 лет, что придало этой области новую значимость и статус приоритетного направления в НЛП третьего поколения? 

На наш взгляд причина в следующем. Что мы имели в НЛП 10 лет тому назад (а некоторые имеют и по сей день)? Некоторую область, расположенную на самом верху модели логических уровней, с которой, вообще-то говоря, не всегда понятно, что делать. Можно вспомнить, что все остальные уровни были достаточно давно хорошо освоены практическими специалистами по НЛП – как с точки зрения «привязки» к ЛУ тех или иных типов личностных изменений, осуществляемых в процессе психотерапевтической работы с клиентом, так и с точки зрения «раскладывания по полочкам» ЛУ инструментов и техник НЛП, используемых в этой работе.  

Что же касается уровней духовности, то здесь прослеживалась совершенно иная тенденция. С момента появления в лексиконе НЛП словосочетания «уровни духовности», они явно были обделены вниманием разработчиков НЛП-техник и прочих инструментальных средств, направленных на решение практических задач, имеющих отношение к этим уровням. Да и сами задачи, которые могли бы решаться на этих уровнях, воспринимались определенной – прагматически ориентированной частью НЛП сообщества как чистой воды «экзотика», не обладающая никакой практической ценностью для «серьезного НЛП», имеющего дело с бизнес-консультированием и менеджментом, технологиями эффективного обучения, психотерапией и т.п.И по сей день у многих практических специалистов, работающих в формате НЛП, эти уровни производят впечатление какой-то «неосязаемой материи», исполненной, разумеется, высокого пафоса (ведь, мы имеем дело с Духовностью!!!), но, тем не менее, не понятной до конца с точки зрения ответа на практический вопрос: «А что, собственно, с ней делать?».  

В НЛП предыдущих поколений использование этой «зоны» наверху пирамиды логических уровней на практике ограничивалось тем, что при работе с клиентом «оттуда» брались ресурсы для идентичности, если ресурсов на других уровнях было недостаточно или не было вообще, с этой областью связывали Видение миссии и т.д. и т.п. Но что касается профильных техник и методов, которые могли бы быть использованы применительно к этой области пирамиды ЛУ, то тут НЛП сталкивалось с проблемой дефицита или полного отсутствия таких техник и подходов, четко ориентированных на работу с Духовностью. Эта область длительное время продолжала оставаться «зоной глубокого вакуума» с точки зрения применения здесь технологического инструментария НЛП. Специализированных техник изменения или инструментальных подходов, ориентированных именно на уровни духовности, в НЛП предыдущих поколений не существовало (в отличие от других – более низких уровней, где на каждом уровне мы имели по нескольку различных «профильных» техник, могущих быть использованными для внесения изменений именно на этом уровне).  

Казалось бы, и что из этого? Ведь техник изменений, предназначенных для других уровней, в НЛП было предостаточно. Однако, стоит вспомнить, что гарантированные изменения определенного уровня достигаются в том случае, если изменения «приходят сверху», то есть – с более высокого логического уровня. В этом смысле уровень идентичности долгое время оставался «обнаженным сверху», не имея «над собой» практических инструментов, способных произвести изменения на уровнях выше уровня идентичности, в результате которых гарантированные изменения на уровне идентичности происходили бы «автоматически».  

Одна из главных, по нашему мнению, инноваций, привнесенных НЛП третьего поколения, значение которой трудно переоценить, относится как раз к появлению специализированного практического инструментария для работы на уровнях выше идентичности. Одной из «первых ласточек» НЛП в области работы с духовностью явилась работа «Инструменты духа»[7], написанная Р. Дилтсом совместно с Р. Мак-Доналдом еще в 1997 году, где перечислен ряд форматов и техник, ориентированных на работу с духовностью. За прошедшие полтора десятка лет инструментарий НЛП в этой области был существенно обновлен и главное систематизирован на новой концептуальной основе. В 2003 году вышло в свет английское издание книги Р.Дилтса «Коучинг с помощью НЛП» (From Coach to Awakener), в котором этот подход был существенно развит, применительно к «Пробуждающему коучингу» или «Коучингу уровня духовности», и где в этом контексте впервые прозвучало слово «поле» (field). Жаль только, что в русском переводе книги, вышедшем в 2004 году, этот термин был упущен и необоснованно заменен словом «область», что привело к тому, что для русского читателя появление в обиходе НЛП этого важного понятия прошло совершенно не замеченным.[8] Появление полевого НЛП, включающего инструментарий для работы с «полем», это серьезный шаг вперед, имеющий огромное практическое значение. Впервые за всю историю развития НЛП уровень идентичности оказался «прикрыт сверху» конкретными инструментальными средствами НЛП нового поколения, что позволяет теперь с легкостью «из одной точки» инициировать изменения, затрагивающие всю «пирамиду личности»[9]. В этом, на наш взгляд, главная, но далеко не единственная, заслуга НЛП третьего поколения. 

 

2. Расширение контекстов применения. Что скрыто за декорациями? 

Как объяснишь сидящим ты

То, что увидел с высоты?

Стихи неизвестного автора
 

До сих пор НЛП (если говорить об НЛП первого и второго поколения) было ориентировано на использовании в основном в таких областях как, индивидуальная работа (индивидуальные – психотерапия, коучинг, консультирование и т.п.), а также в некоторых случаях на работу с малыми группами и организациями (семейная психотерапия, организационное консультирование, включая «коучинг команд» и «тим-билдинг», торговля, продажи, образование и т.д.), которые были известны и ранее, как области, где НЛП находило эффективное применение. Появление НЛП третьего поколения характеризуется расширением области практического использования НЛП за счет добавления таких ранее неохваченных областей как – работа с сообществами и культурами. Речь идет о появлении практических инструментов, позволяющих осуществлять генеративные изменения в контексте организационного и культурного развития, применительно не только к достаточно большим сообществам людей, количественно превосходящих малые группы на несколько порядков (!), но и к целым культурам.  

Согласно Dilts, НЛП прошло следующие этапы своего развития. 

«Первое поколение НЛП это, по сути, первоначальная модель НЛП, извлеченная Гриндером и Бендлером из их исследования эффективных психотерапевтов. Эти ранние приложения НЛП использовались исключительно при работе один на один, и их объектом применения почти всегда являлся отдельный человек.

Первое поколение НЛП пресуппозировало терапевтические взаимоотношения, в которых терапевт знал, что было наилучшим для его или ее клиента. НЛП стали рассматривать как нечто, что один человек "делает для других людей". Это привело к некоторым применениям НЛП, которые казались манипуляциями, когда использовались в не-терапевтических контекстах.

Большинство инструментов и техник первого поколения (например, мета-модель, якорение, глазные сигналы доступа, предикаты, 6-шаговый рефрейминг и т.д.) были сфокусированы на решении проблем на уровне поведения и способностей.

Второе поколение НЛП начало формироваться во второй половине 80-х годов. В настоящее время НЛП расширило свои границы, охватив другие области, выходящие за рамки терапевтического контекста. Будучи по-прежнему сосредоточенным на отдельном человеке, второе поколение НЛП сделало акцент на взаимоотношениях человека с другими и расширилось до включения в себя таких областей применения, как переговоры, торговля, образование и здоровье. 

Инструментарий НЛП также расширился за счет включения приложений более высокого уровня - тех, например, что связаны с убеждениями, ценностями и "мета-программами". Второе поколение НЛП-техник интегрировало использование таких нововведений как, линия времени, субмодальности и позиции восприятия - в форматы: реимпринтинг, интеграция конфликта, стратегия Диснея и паттерн взмаха.  

Третье поколение НЛП развивается с 90-х годов. Сфера применения НЛП третьего поколения включает генеративные и системные приложения, а также приложения, ориентированные на достижение более высоких уровней обучения, взаимодействия и развития, в том числе тех, которые относятся к идентичности, видению и миссии.

Третье поколение НЛП акцентирует свое внимание на общесистемных изменениях и может использоваться как в отношении организационного и культурного развития, так и в отношении отдельных лиц и групп. Техники НЛП третьего поколения являются "полевыми", включающими принципы самоорганизации, архетипы, и то, что известно как "четвертая позиция" - общесистемную перспективу.  

Инструментарий НЛП третьего поколения основан на "выравнивании/трассировке", мульти-уровневой перспективе и навыках спонсорства. Допущение, из которого исходит НЛП третьего поколения, состоит в том, что мудрость, необходимая для осуществления изменения, уже присутствует в системе и может быть обнаружена и высвобождена при создании надлежащих условий».[10] 

Как мы можем видеть, НЛП третьего поколения продвинулось вперед и более не замыкается на области психотерапии и, в частности, на индивидуальной психотерапевтической работе, а также на работе с малыми группами и локальными организациями (в т.ч. на решении задач организационного развития, бизнес консультирования и т.п.).  

В то же время, любой контекст психотерапии или личностного развития, где требуютсяфундаментальные системные изменения личности, изменения именно на уровне идентичности, где изменений на уровне убеждений явно не достаточно, можно рассматривать как область, где от НЛП третьего поколения следует ожидать новых успехов и открытий.  

С другой стороны, если взглянуть на НЛП третьего поколения, как на инновационную технологию, «заточенную» для работы с сообществами и культурами, то эта сфера может показаться достаточно интересной для бизнеса, в т.ч. для разработчиков коммерческих инструментов воздействия на массовое сознание (масс-медия, реклама и PR-технологии). Однако здесь важно отметить, что поскольку большие социальные контексты достаточно инертны, изменения в столь масштабных системах (общество, рынок, культура) происходят гораздо медленнее (по сравнению с темпом личностных изменений при индивидуальной работе или при взаимодействии с малыми группами). Поэтому оптимистически настроенным разработчикам будущих бизнес-приложений НЛП третьего поколения, ориентированным на «глобальные» применения, хотелось бы пожелать обратить более пристальное внимание этот фактор «инерции», присущий большим системам. 

И в заключение этого раздела хотелось бы сказать, что несмотря на очевидную важность расширения контекстов применения, что без сомнения является тенденцией, характеризующей направление развития новых поколений НЛП, на наш взгляд, не следует абсолютизировать значение этого процесса и сводить к нему все то новое, что предлагает нам НЛП третьего поколения. Автор статьи склонен видеть в этой «экспансии контекстов», скорее, эффекты, получаемые в результате достижения цели, а не саму цель, определяющую направление общего «тренда» эволюционирования нейролингвистического программирования в наши дни. Дискуссии, раздуваемые вокруг этих эффектов и ограничивающиеся обсуждением вопроса, в каких формулировках возможно описать контекстуальные «критерии модели третьего поколения НЛП как лучшего решения»[11], скорее всего, уводят от понимания сути или «сценария» НЛП третьего поколения, сосредотачиваясь на «декорациях».  

Согласно разработчикам НЛП третьего поколения, «сценарий» смены поколений НЛП определяется в первую очередь расширением предметной области нейролингвистического программирования, а отнюдь не контекстов его применения:  

«Все поколения НЛП помещают в центр своего внимания структуру и функционирование разума[12] (что является сутью “НейроЛингвистического Программирования”). Первые два поколения НЛП, однако, сосредотачивали внимание почти исключительно на сфере когнитивного разума. Третье поколение НЛП расширяет предмет НЛП, включая в интегральную “единицу разума” две дополнительные составляющие – соматические процессы и динамику больших систем (т.е., "поле"). Таким образом, третье поколение НЛП работает с «интеракциями» между тремя «разумами»: 

1. Когнитивным разумом, который является продуктом деятельности мозга

2. Соматическим разумом, центрированным в теле

3. “Полевым” разумом, источником которого являются наши связи и отношения с другими системами вокруг нас»[13] 

Стоить вспомнить, что «Сознание и тело – части единой кибернетической системы»[14], однако любопытно понять, какую роль может играть в этой «связке» появление нового третьего «персонажа», а также что нового привносит это изменение в привычную «карту НЛП». И чтобы ответить на этот вопрос, отвлечемся на время от декораций и попытаемся заглянуть за кулисы НЛП третьего поколения… 

 

3. Появление новой области на «карте». Как увидеть невидимое? 

Что может знать рыба о воде, в которой плавает всю жизнь?
Альберт Эйнштейн
Смысл не в том, что я вижу тебя перед собой, а в том, что Я Вижу Тебя… Вижу в Тебе…
Джеймс Кэмерон. Аватар

Как уже было сказано, согласно Dilts и DeLozier, «Третье поколение НЛП это три «сознания»: 1. Когнитивный разум (мозг/интеллект); 2. Соматический разум (тело/чувства); 3. «Поле», «полевой разум» (отношения/система)».[15] 

Появление «третьей области» на «карте НЛП» бросает вызов привычным представлениям об НЛП и требует определенной перестройки сознания НЛП-еров «старой закалки», традиционно ориентированных на доминирование когнитивной сферы. По сути, сейчас мы наблюдаем логическое завершение того процесса, который в свое время был начат Джоном Гриндером, предложившим «Новый код», а также Робертом Дилтсом, обозначившим новый системный подход в НЛП, фундамент которого был заложен моделью «Нейрологические уровни». Примечательно, что новые тенденции затрагивают как понятийный аппарат и терминологию, так и глубинную «философию НЛП». 

Важно осознавать, что терминология НЛП предыдущих поколений описывала понятия, в основном относящиеся к когнитивной сфере, что может создавать определенные «трудности перевода» при попытке переноса ранее полученных знаний, концепций и навыков НЛП в их эксплицитной форме на новые «области», появившиеся на «карте» нейролингвистического программирования в наши дни. 

Так, например, обращает на себя внимание русский перевод «[сенсорная] очевидность» оригинального английского термина НЛП «[sensory] evidence». Этот перевод, который был в свое время предложен первыми переводчиками курса «Практик НЛП» для облегчения изложения понятий курса для русскоязычной аудитории и который служит для обозначения одного из ключевых понятий курса, используемых, например, при объяснении условий хорошо сформулированной цели (хорошо сформулированного результата): «Цель проверяема в сенсорном опыте (процедура очевидности)»[18], – не является, на наш взгляд, достаточно удачным с точки зрения возможностей переноса данного русского термина за рамки сферы когнитивного сознания с целью его использования для обозначения аналогичных эвидентальных критериев в соматической и полевой сферах, актуальных для НЛП третьего поколения.  

В настоящей статье автор не ставил цель подобрать более удачный вариант перевода термина «evidence», который был бы уместен для сферы соматической, а тем более, полевой. Однако, сама постановка задачи, по нашему мнению, должна привлечь особое внимание к этой проблеме, как к проблеме отнюдь не терминологической, но имеющей отношение к пониманию фундаментальных различий специфики сфер когнитивного, соматического и полевого разума в третьем поколении НЛП. Пока что очевидно лишь то, что русские термины «сенсорная очевидность» или «сенсорное подтверждение» являются не вполне подходящими для передачи аналогичных референциальных значений, относящихся к области соматического и полевого разума, поскольку первый их компонент – слово «сенсорная» явно указывает на принадлежность к когнитивной сфере, а второй – несет в себе «отпечаток» визуальной и кинестетической модальностей. В качестве альтернативы для этих новых «сфер» НЛП, по нашему мнению, могли бы подойти словосочетания «критерий достижения», «свидетельства достижения» и т.п., как неспецифичные с точки зрения модальности и, одновременно, не имеющие коннотаций с сенсорными репрезентативными системами когнитивного разума.  

Если же выйти за рамки терминологии и попытаться сконцентрироваться на самих понятиях, в частности, на эвидентальных критериях полевого НЛП, то можно представить, что в полевом НЛП, могут существовать свои особые эвидентальные критерии достижения желаемого результата. Однако, они, вряд ли, могут быть сведены к «прямой» визуализации «поля», также как к «прямой» репрезентации «поля» через аудиальную, кинестетическую или иные репрезентативные системы когнитивного разума. Если обратиться к аналогии из области физики, то оказывается, что несмотря на то, что многие физические поля являются невидимыми, то есть не поддаются прямому наблюдению, в физике в таких ситуациях используют «Метод пробного тела», когда по характеру поведения материальной частицы, помещенной в поле, можно судить о пространственной структуре и физических характеристиках самого поля. Благодаря этому удается опосредованно «видеть» физические поля, не поддающиеся прямому наблюдению[19]. Технический инструментарий полевого НЛП, используемый в НЛП третьего поколения, на практике решает проблему «сенсорной очевидности», позволяя «наблюдать» «поле» без необходимости его «прямого видения». Здесь можно вспомнить, что и ранее – в НЛП предыдущих поколений специалисты по НЛП, работая, к примеру, с клиентом, не имели проблем наблюдения проявления таких «неосязаемых материй» как, «любовь», «доверие», «тревога», «радость» и т.п., и даже, могли точно фиксировать изменение их интенсивности за счет простой визуальной калибровки физиологии человека, переживающего эти состояния, а вовсе не за счет того, что мы могли напрямую «видеть» соответствующие состояния. 

Хотелось бы подчеркнуть, что в НЛП третьего поколения тема поля не идет какой-то отдельной строкой, на поле нет каких-то специальных упражнений – направленных исключительно на то, чтобы люди поняли, что такое поле. Во время обучения в Университете НЛП (США) – родине НЛП третьего поколения – на тренингах с самого начала вводят этот термин и употребляют его, используют поля на протяжении всего обучения – во время выполнения техник, во время бесед и т.д. Поэтому в процессе обучения все получают свой опыт и понимание, что такое поле. 

Важным моментом в обучении является «актуализация» «поля» в сознании обучаемых. В отличие от простого заучивания наименований уровней Духовности: «Семья, Профессия/Общество, Планета, Вселенная», – вероятно знакомых всем, кто изучал НЛП по «классическим схемам» и видел схему «Сеть логических уровней» Р.Дилтса, новый подход, принятый в NLPU в настоящее время, «приближает» «поле» к обучаемому, формируя глубинную убежденность о доступности «поля» в непосредственном опыте. Уровни духовности («поле») переходят из разряда умозрительных схем, не имеющих непосредственного отношения к индивидуальному опыту обучаемого, в область индивидуального опыта, представленного человеку на разных уровнях:Окружение, Поведение, Способности, Ценности/Убеждения, Идентичность. Это уже не есть нечто, с чем человек экзистенциально разобщен, что воспринимается им как находящееся «где то там» за рамками индивидуальности: Семья, Профессия/Общество, Планета, Вселенная, – а то, с чем человек находится в глубинной связи, в непосредственном контакте «здесь и сейчас» – в любом ситуативном контексте в любой момент времени. 

Если же говорить о более глубокой философии, стоящей за термином «поле» в НЛП нового поколения, то ряд существенных акцентов выставляет сам автор подхода Роберт Дилтс, достаточно прозрачно намекая, что мы находимся на пороге грядущей революции в мире НЛП. Это читается «между строк» на многих его последних семинарах, в том числе и состоявшихся в России, что отмечают те, кому довелось в них участвовать: «…нынешнее поколение Роберт определяет как исследования в области влияния "полевого разума" (по аналогии: ток в проводах, а вокруг проводов – поле...). Очень интересно в этом ключе он переопределил подход и фантастическую силу влияния Эриксона на пациентов (цит.): "Эриксон был всегда включен в это поле... именно его он, не имея другого термина, называл "бессознательным". Его же Юнг называл "коллективным бессознательным", а Вернадский - "ноосферой"... Это то, что стоит на духовном уровне - выше нас, это та более высокая система, которую философы называют Универсальным Разумом, а верующие – Богом... Полевой разум не обнаружим пока, он подобен дыханию, мы можем только "включиться" в него или ощутить его присутствие... И можем использовать».[20] 

 

4. Что на горизонте? Архетипы… в интерьере НЛП

Лидеры, обладающие видением, не просто имеют видение, они вплетают это видение в ткань других видений.
Дон Пикенс (Don Pickens)
По нашим прогнозам в ближайшие несколько лет будет считаться безнравственно браться за управление значением без знания архетипов, – точно также, как безнравственно заниматься медицинской практикой без знания анатомии.
М.Марк и К.Пирсон. Герой и бунтарь

Три типа «нитей», из которых соткана «ткань» НЛП третьего поколения – «тело», «интеллект» и «поле», отражают собой биологический, психологический и трансцендентальный аспекты самой основы нашего бытия-в-мире. 

«Интеллект (от лат. intellectus – познание, понимание, рассудок) – способность мышления, рационального познания. Это латинский перевод древнегреческого понятия нус («ум») и по своему смыслу он тождествен ему»[21]. Использованием термина «когнитивный» (от лат. cognitio – знание, познание)[22], познаваемый, соответствующий познанию, обычно подчеркивают, что интеллект ответственен за наше восприятие мира и очерчивает пределы рационального познания. Современная наука рассматривает мышление, интеллектуальную деятельность как результат биоэлектрической активности нейронных сетей головного мозга. Поэтому мы обозначаем первую сферу концептуального пространства НЛП третьего поколения как – когнитивный разум, мозг/интеллект. 

"Тело", с точки зрения НЛП третьего поколения, это не только «биологический субстрат», оно имеет отношение и к эмоциям, играющим важную роль в жизни человека и различным образом влияющих на его деятельность, сознание, личностное отношение человека к окружающей действительности и к самому себе. Эмоция – это нечто, что переживается как чувство, которое мотивирует, организует и направляет восприятие, мышление и действия. Практически все эмоции проявляются соматически, в виде чувства где-то в теле. Например, радость, любовь, грусть. И мы не осознаем их суть разумом. Естественно, это разделение «на двое» условно, это просто модель, и обе составляющие общей системы «сознание-тело» работают сообща. 

Соматический разум, в частности, означает, что ты учишься и меняешься всем телом, а не только мозгами. Вопреки расхожему представлению, что все проблемы в голове, НЛП исходит из пресуппозиции, что негативные программы – нейролингвистические программы – «присутствуют» во всем теле, в мускулах (в виде блоков, зажимов или иных соматических проявлений). Кстати, подобное представление давно уже не является чем-то экстраординарным, поскольку такой подход принят сегодня многими телесно-ориентированными психотерапевтами. 

НЛП третьего поколения указывает еще на один уровень сознания – "поле". Точнее, "поля" – некоторые незримые связи, которые образуются при взаимодействии людей между собой и со своим окружением. Иногда результат полевого взаимодействия мы можем воспринимать как интуицию. Интуиция не сводима ни к чувственному, ни к рациональному познанию.  

В принципе, классический раппорт – это тоже один из примеров поля. Понимание раппорта как полевого взаимодействия уже не является какой-то экзотической точкой зрения для представителей отечественного НЛП сообщества: «Такие процессы как раппорт, да и практически любой интерактивный процесс связан с "полем", поскольку установление того же раппорта - системный процесс и связан с действиями не одного человека и, в большинстве случаев, не может быть установлен с помощью линейных процессов, например одной подстройки»[23]  Хотя, разумеется, можно говорить о тех случаях проявления полей, к которым раппорт вообще не имеет отношения. Образно говоря, раппорт – это состояние, при котором люди «на одной волне», а поле – это, что за «волны» между нами. Поле есть, даже когда нет раппорта![24] Особенно много понятие поля дает, когда мы говорим не о взаимодействии между двумя-тремя человеками, а о действительно больших группах людей, взаимодействующих не только в настоящий момент, но и на протяжении долгого времени. Поля взаимодействуют напрямую только с соматическим сознанием, поэтому осознаются когнитивно весьма и весьма слабо или не осознаются вообще. Но, тем не менее, создавать и управлять ими возможно. 

НЛП третьего поколения исследует общесистемные изменения, организационное и культурное развитие индивидов, групп и сообществ, а также стратегии успеха связанные именно с соматически-полевым сознанием, не сводимые к функционированию только когнитивного разума. То, что с трудом осознается, но хорошо чувствуется.  

Не все, вероятно, знают, что Роберт Дилтс воспринял понятие поля от С. Гиллигана. До этого времени подход Р.Дилтса был очень когнитивным. За последнее время Робертом Дилтсом и Джудит ДеЛозье проведены достаточно серьезные исследования в этой области и, в частности, работа по поиску и отбору адекватного инструментария для эффективной работы с полем. Поэтому не удивительно, что сегодня в наборе подходов и инструментов НЛП третьего поколения мы можем обнаружить нечто новое и непривычное для традиционного НЛП, а именно архетипы

«Термин "архетип" происходит от древнегреческого arche + typos, что означает "впечатление от печати, отливочной формы или оригинальной модели". Подразумеваются образцы - "оригинальные модели", с которых мы скопированы как люди. В психологии К. Г. Юнга архетип был унаследованной идеей или образом мышления, полученной из опыта человеческой расы и врожденно присутствующей в индивидуальном подсознании. Таким образом, архетипы отражают наши самые глубинные репрезентации, присутствующие в виде умственных образов, пересекая границы культуры, языка и общества. 

НЛП рассматривает архетипы как глубокую форму "глубинной структуры". Они являются фундаментальными символами и метафорами, типично связываемыми с процессами уровня идентичности, значение которых трансцендентально по отношению к специфическому человеку и культуре. Вода, например, является символом "подсознательного" в большинстве культур. Семя - общий архетип новых начинаний и роста. "Свет" и "тьма" - очень глубокие архетипы для "знания" и "невежества", а также "добра" и "зла". Архетипы, касающиеся человеческого поведения, включают символические характеры, такие как "воин", "учитель", "волшебник", и т.д. Юнг исследовал архетипические символы, относящиеся к образам "мать", "ребенок", "дух" и "трансформация"».[25] 

В классическом НЛП не существовало специальных методов, ориентированных на работу с архетипами, что вынуждало специалистов НЛП относиться с определенной опаской к ситуациям проявления архетипического сознания: «Случается, что во время работы в какой-нибудь технике происходит актуализация архетипа, когда связанные с ним образы выходит на уровень сознания и начинает оказывать влияние на восприятие человека. При работе в рамках классического НЛП-подхода таких ситуаций стараются избегать».[26] 

Почему же создатели НЛП третьего поколения обратились к архетипам? По нашему мнению, они не смогли пройти мимо следующих качеств архетипов, на которые обратили внимание многочисленные исследователи архетипического сознания начиная с К.Юнга – т.е. еще задолго до того, как архетипами заинтересовалось НЛП: 

1. Архетипы не доступны когнитивному разуму непосредственно[27]

2. Раскрываются через проекции на внешние объекты

3. Могут выступать как аттракторы[28].

4. Проявляют себя в языке тела человека

5. По мнению некоторых исследователей, выполняют функцию «канала связи» человека с «морфогенетическим полем», континуумом смыслов, миром идей

6. Являются глубинными саморазвивающимися программами

7. Могут запускать «инстинктивное» архетипическое поведение и др. 

В следующих трех абзацах мы приводим цитаты из работ из области психологии и смежных дисциплин, авторы которых явно указывают на наличие у архетипов перечисленных свойств и качеств:  

«Архетипы недоступны непосредственному наблюдению, могут быть замечены лишь при наполнении конкретным содержанием, обладают инвариантным ядром, которое не может быть исчерпано ни научным объяснением, ни поэтическим описанием»[29] и «раскрываются лишь через их проекцию на внешние объекты, что проявляется в виде архетипических образов, которые, в свою очередь, являются основой мифов, верований, сновидений, произведений искусства и рекламы».[30] «По существу, архетип представляет то бессознательное содержание, которое изменяется, становясь осознанным и воспринятым; оно претерпевает изменения под влиянием того индивидуального сознания, на поверхности которого оно возникает»[31]

«Архетип обладает рядом свойств – коллективностью, глубиной, автономностью, аттракцией (силой притяжения) и определенной формой»[32], «архетипы являются инстинктивным вектором, направленным трендом»[33], «имеют собственную побудительную специфическую энергию»[34]. «Мы можем ясно видеть эти архетипы в снах, искусстве, литературе, мифах, они кажутся нам глубокими, движущимися, универсальными, и иногда даже ужасающими. Мы также можем распознать их, когда мы обозреваем наши собственные жизни и жизни наших друзей. Наблюдая за тем, что мы делаем и как мы интерпретируем то, что мы делаем, мы можем идентифицировать архетипы, которые являются формообразующим принципом наших жизней. Иногда мы даже можем распознать архетипы, доминирующие в чьей-то жизни по языку тела данного человека».[35 

«Можно предположить, что в глубинах нашего сознания есть один трудно расшатываемый шаблон, от которого зависит наше видение. Этот шаблон определяется: К. Юнгом как архетип, В. В. Налимовым как динамика семантического поля, а по гипотезе Р. Шелдрейка - морфогенетическими полями. Разные гипотезы, но речь идет о том, что наше первичное восприятие определенным образом структурируется. Этот шаблон не осознается нами, но он есть».[36] 

На сегодняшний день в рамках НЛП третьего поколения наиболее разработанными являются модели и техники, использующие формат «Архетипы изменения», сконцентрированного вокруг архетипического сюжета «Путешествие героя»:  

Согласно Dilts, «Управление процессом личного роста и значимых изменений жизни может быть уподоблено тому, что Джозеф Кэмпбелл назвал Путешествием "Героя" (The Hero With A ThousandFaces, 1949)… Кэмпбелл описал общности наших полных жизненных путей с точки зрения шагов Путешествия "Героя" - последовательности событий, которые, как представляется, являются общими для эпических мифов и историй любой культуры. Концепция путешествия героя Кэмпбелла дает нам эффективную дорожную карту, позволяющую иметь дело с проблемами изменения, особенно изменения на уровне идентичности».[37]  

Общий формат «Путешествия героя» в НЛП третьего поколения в настоящее время включает также ряд упражнений и техник, базирующихся на архетипах. В упражнениях используются процессы пространственной сортировки Системного НЛП, соматический синтаксис, а также понятие характерологических прилагательных к некоторым общим архетипам.[38] Некоторые из упражнений используют физическую линию времени, рамку "как если бы" и др. ранее известные форматы НЛП.[39] Существенно, что общий принцип построения этих упражнений, отличающий их от упражнений предыдущих поколений НЛП, характеризуется тем, что пространственные якоря, формирующие «ландшафт» состояний упражнения, обеспечивают доступ уже не к внутренним состояниям индивидуального сознания, а к архетипам коллективного бессознательного. В этой связи, нам представляется принципиальной инновационной тенденцией, что НЛП третьего поколения работает уже не только «ландшафтами состояний», но и «ландшафтами архетипов» или «архетипическими ландшафтами», через которые проходит клиент в процессе техники или упражнения, и которые инициируют гораздо более глубинные личностные изменения, концентрирующиеся в первую очередь на уровне Идентичности.  

На наш взгляд, в ближайшем будущем можно прогнозировать появление новых подходов, моделей, форматов и техник НЛП, базирующихся на архетипах, которые могут существенно расширить и обогатить эту тенденцию. Мы представляем себе следующие возможные шаги в этом направлении: 

1. Расширение спектра ландшафтных моделей и включение в него помимо «архетипических ландшафтов» также и «архетипических полей», образуемых за счет включения в ландшафт особых архетипов-аттракторов, специфическим образом организующих пространство архетипов вокруг себя [40];  

2. Наполнение «архетипическим содержанием» известных моделей и форматов классического НЛП, например: «Трехпозиционное описание», «Метапрограммы», «Моделирование» и др.[41]

3. Использование модели «Логические уровни» в качестве организующего фрейма, «системного фильтра» или «канала доступа» к архетипическому опыту. В этом смысле можно говорить об архетипическом Окружении, архетипическом Поведении, архетипических Способностях, архетипических Ценностях/Убеждениях, архетипах Идентичности, а также об архетипическом содержании и архетипической структуре пространства Духовности.  

Сквозь фильтр логических уровней можно заглянуть в НЛП завтрашнего дня и попытаться спрогнозировать появление новых инструментов и техник, работающих с архетипами. И если хотя бы эскизно представить себе, какими новыми техниками и подходами могло бы вскоре обогатиться НЛП, то, вероятно, можно говорить о ландшафтах и расстановках архетипов; о работе с «триггерами» архетипического поведения, архетипической «лепке тела», «танцах архетипов»; моделировании/развитии архетипических способностей и стратегий; изменении убеждений с помощью архетипов, в т.ч. за счет ВАК-манипулирования архетипическими образами, репрезентирующими соответствующие ценности/убеждения; архетипическом «дизайне идентичности», основанном на работе с «полем» и «архетипическими энергиями».

 

«Как быть с критериями?» – и прочие размышления в начале пути… 

Гладко было на бумаге, да забыли про овраги...
Лев Толстой
Примешь синюю таблетку - и сказке конец. Ты проснешься в своей постели и поверишь, что это был сон. Примешь красную таблетку – войдешь в страну чудес. Я покажу тебе, глубока ли кроличья нора.
Братья Вачовски. Матрица

Если в предыдущих разделах настоящей статьи была предпринята попытка донести до читателя знания, которые были почерпнуты автором во время изучения НЛП третьего поколения в стенах Alma Mater – Университета НЛП в Санта Круз, то последний, завершающий раздел в основном посвящен изложению видения автора, которое сформировалось уже по возвращении из США.  

В этом разделе содержатся размышления автора относительно некоторых вопросов, которые были подняты во время дискуссии на тему НЛП третьего поколения, развернувшейся в отечественном НЛП сообществе. Как известно, «карта – не территория», однако чтобы исследовать новую территорию, подчас необходимо умение читать карту, написанную на новом языке. Характер дискуссии на тему НЛП третьего поколения ясно показал, что не все идеи НЛП третьего поколения могут быть корректно прописаны на бумаге, чтобы не показаться «незнакомым языком» и быть сразу же конгруэнтно воспринятыми новой аудиторией без предварительного прохождения обучающих тренингов, либо, по крайней мере, без тщательного выставления акцентов или подробных комментариев.  

Кроме того, нельзя забывать, что НЛП это не только форматы, модели и техники, это еще и люди, которые это НЛП применяют для решения, стоящих перед ними задач. И важно учитывать, что развитие НЛП это также развитие НЛП-сообщества. Экология этого процесса включает экологию взаимоотношений между специалистами, относящими себя к тому или иному поколению НЛП. Для будущего НЛП небезразлично, какого уровня рапорта мы сможем достичь между «субкультурами» сторонников НЛП третьего поколения и предшествующих ему 1-го и 2-го поколений НЛП.  

Два слова о той концептуальной базе (основе), на которой может основываться такой рапорт. 

Во-первых, важно понимать, что НЛП третьего поколения не отрицает предыдущие поколения НЛП. Третье поколение НЛП можно рассматривать как «расширение карты» или более широкую рамку, включающую в себя все, что было создано в НЛП ранее, и, кроме того, некоторую новую дополнительную «часть», которой раньше в НЛП не было. В этом смысле можно говорить об отношениях «обрамления» (outframing). «Рамка» НЛП третьего поколения гораздо шире и «обрамляет» НЛП предыдущих поколений, наподобие матрешки, содержащей себе матрешки меньшего размера. А поскольку содержание «классического» НЛП унаследовано НЛП третьего поколения, это неизбежно означает, что все «законы» НЛП, действующие в НЛП предыдущих поколений, одновременно являются и «законами» НЛП третьего поколения (кстати, обратное утверждение не верно). Проще говоря, в НЛП третьего поколения никто не отменял базовые пресуппозиции, рапорт, трехпозиционное описание и другие, привычные для НЛП понятия.  

Во-вторых, отношения «преемственности поколений» обеспечивают соблюдение принципа экологии. Переход от «классического» НЛП к НЛП третьего поколения не лишает нас ничего, что мы имели и чем могли пользоваться в рамках НЛП предыдущих поколений. Мы ни от чего не отказываемся и ничего не теряем, а только приобретаем! Мы сохраняем все значимое, полезное и ценное, что было наработано за всю предыдущую историю развития НЛП.  

Для определенной части участников дискуссии на тему НЛП третьего поколения, развернувшейся в русскоязычном пространстве НЛП, как показало общение в рамках дискуссии, весьма актуальным стал вопрос о критериальном описании НЛП третьего поколения, ориентированном на специалистов по НЛП, работающих в формате предыдущих поколений. Интересно, что этот вопрос поднимался неоднократно и звучал довольно настойчиво, по всей вероятности в связи с интересом к этому, до сих пор не известному в наших краях «новому НЛП», и желанием понять, насколько актуально изучение третьего поколения НЛП для отечественных специалистов[42]. Наиболее часто поднимался следующий вопрос: Каковы «критерии модели третьего поколения НЛП как лучшего решения»? [43] 

Вопрос о внесении в НЛП некоторой новой модели, ранее в НЛП отсутствующей, обычно решается за счет проверки, соответствует ли эта новая модель некоторым значимым для НЛП критериям. Этим критериям она должна удовлетворять, чтобы занять место среди моделей, форматов, техник и других инструментальных средств, которые мы уже имеем в НЛП и которые, по сути, совокупно формируют НЛП как «большую модель», т.е. модель более высокого логического уровня, находящуюся с «частными моделями» в отношении «целое-часть». 

Если оставить за рамками обсуждения содержания критериев[44], а сосредоточиться только на том, что происходит в результате «критериального отсева», то здесь принципиально возможны всего лишь 2 варианта: 

Вариант А. Модель преодолевает критериальный барьер и становится одной из новоприобретенных моделей НЛП.

Вариант В. Модель не обладает необходимыми качествами, чтобы пройти критериальный барьер, вследствие чего она отвергается, как модель бесполезная/ненужная для использования в области НЛП, либо как модель не соответствующая «духу» НЛП. 

Ситуация особого рода возникает при попытке применить ту же «стратегию отсева» для критериальной валидизации самого НЛП, рассматривая его как «модель». Если мы, к примеру, спросим: «Каковы критерии НЛП, как эффективной модели?», то мы тем самым, пытаясь применить критерии НЛП к самому себе, создаем вопрос со встроенной рекурсией. В этом случае мы невольно создаем «зацикленность» или логически неразрешимую ситуацию, известную как парадокс Рассела.  

Такого рода логический парадокс как раз и возникает в том случае, если мы предпримем попытку запросить критериальное описание НЛП третьего поколения с позиций НЛП 1/2-го поколения, например, задав вопрос в следующей формулировке: «Каковы критерии модели третьего поколения НЛП как лучшего решения?».  

Если воспользоваться математическим языком теории множеств, то можно охарактеризовать множество частных моделей НЛП 1/2-го поколений как подмножество множества частных моделей НЛП третьего поколения. Если же воспользоваться метафорическим языком, то можно сказать, что это напоминает устройство матрешки, где меньшая матрешка находится внутри другой – большего размера. Но «большую матрешку» невозможно поместить внутрь самой себя, из чего вытекает невозможность критериального описания НЛП как «большой модели» (и НЛП третьего поколения, в частности) исходя из «внутренних критериев» самого НЛП. Если необходимо дать внешнее описание «применимости» или «эффективности» НЛП, то, скорее всего, необходимо выйти «за рамки» НЛП, и только выйдя за его рамки, можно попытаться отыскать «внешние» критерии и увидеть то, что находится «за горизонтом» нашей устоявшейся НЛП-ерской «карты».  

«Роза это роза». «НЛП это НЛП, и оно не может быть "первой" или "второй свежести"». Увы, привычные убеждения могут стать ограничивающими на пути принятия новых подходов и концепций. Попытки разобраться, «что за этим стоит», иногда могут только усугублять ситуацию, подсовывая стандартные привычные объяснения. Ловкий маркетинговый ход из-за океана? Но как тогда реагировать на появление новой парадигмы[45] НЛП (с чем, по сути, мы и имеем дело «в лице» НЛП третьего поколения), переход к которой дает новый концептуальный базис понимания «механизма» системных изменений с использованием НЛП и новую технологию обучение практических специалистов – практиков, мастеров и тренеров НЛП, способных производить такие изменения? И как быть творцам действительно оригинальных инновационных обучающих программ и продуктов в области «традиционного» НЛП, в случае, если на рынке начнут появляться новые по содержанию тренинговые программы, с которыми чрезвычайно сложно будет конкурировать в силу того, что они базируются на парадигмально новом подходе?  

Сегодня в содержательном информационном плане большинство предлагаемых у нас сертификационных курсов НЛП вовсе не так уникально, как иногда хотелось бы думать тем, кто их предлагает. В ситуации, когда существуют стандарты обучения НЛП, потребителю тренинговых услуг отыскать альтернативу очень просто. С появлением же парадигмально новых продуктов может наметиться тенденция, когда на рынке НЛП станет возможным все легче отыскивать (или создавать) эквивалентные продукты – «лучшие по качеству», в силу использования в нихкачественно новой «парадигмы» НЛП. Мы не можем исключить такого варианта развития ситуации, когда никому не известные мастера и тренеры НЛП, способные гарантировать качество своих продуктов наличием брэнда 3G NLP, начнут теснить рыночных лидеров. Конечно, лидеры (например, ведущие центры НЛП) в конечном итоге одержат победу, потому что и далее смогут распространять свои услуги благодаря сформированному имиджу своей «торговой марки», стимулируя продажи за счет развитой сети каналов продвижения. В то же время все больше «свободных художников» от НЛП смогут находить аудиторию для своих тренингов без использования «глобальной» рекламы – в ближайшем окружении – либо географическом, либо сетевом, а не гонятся за вселенской славой. Разумеется, существуют уникальные «звезды НЛП» и уникальные тренинги, которых не заменишь «аналогами», но чаще всего прохождение обучающих тренингов по НЛП конечным потребителем является лишь способом получить «корочку» – сертификат практика, мастера или тренера по НЛП, а вовсе не поиском «оригинальности» или уникальных решений. И в этой ситуации преимущество будет явно на стороне тех, кто сможет предложить стандартизированные сертификационные программы НЛП нового поколения, а не тех, кто пытается продвигать «уникальные авторские продукты» или до сих пор придерживается программ 20-30 летней давности, пытаясь убедить потребителя, что слова «Шестишаговый рефрейминг», «Новый код» и т.п. отражают последние тенденции в мире НЛП. 

Ситуация «потерянного рая» для одних на рынке НЛП может обернуться «раем обретенным» для других, кто не побоится «заглянуть за горизонт» и увидеть то существенное, что отличает нынешнюю ситуацию от всех предыдущих этапов, когда в НЛП добавлялись новые модели и форматы. Для тех, кто интересуется НЛП третьего поколения и ранее изучал НЛП предыдущих поколений, наверное, наиболее интересно положение о том, что переход к НЛП третьего поколения невозможен без качественного расширения «парадигмы» НЛП. По нашему глубокому убеждению, нельзя интерпретировать нововведения, которые «трансформируют» НЛП 1/2-го поколения в НЛП 3-го поколения, как просто «добавление новых моделей» в привычную рамку «классического» НЛП. НЛП третьего поколения это не просто создание новых моделей, это создание «новой парадигмы» НЛП, в которой старые, ранее известные модели, форматы и техники НЛП, в НЛП третьего поколения не меняют своего содержания (не модифицируются структурно/процессуально), но приобретают новые «смысловые оттенки», расширяющие их возможный «спектр применений». С другой стороны, НЛП третьего поколения, конечно, характеризуется появлением ряда новых техник, методик и подходов, которых в НЛП раньше не было и которые построены на новых принципах, требующих пересмотра некоторых привычных представлений об НЛП.  

На взгляд автора данной статьи, появление НЛП третьего поколения это также яркая демонстрация гибкости поиска новых ресурсов. Это практический ответ на вопрос, что делать, если не хватает "ресурса" когнитивного разума. Иногда, если проблема не разрешается путем мыслительного процесса, ее можно "протанцевать"[46]. Вероятно, уважаемые читатели, вам известно, что в НЛП существует ряд техник, которые, если можно так выразиться, "телесно-ориентированы". Они известны в НЛП предыдущих поколений, например, «Танцевальная SCORE» и др. Ну а если не танцевать? То есть, если и телесные техники не помогают? Что тогда? Вопрос поставлен, конечно, примитивно, но по сути, вот тут то и начинается полевое НЛП, а вместе с ним и НЛП третьего поколения. То есть – поиск ресурсов за пределами разума и за пределами тела! 

Разумеется, не все так примитивно. Иногда стоит воспользоваться новым подходом, даже если старые тоже работают. Почему? Просто тогда у нас появляется новый выбор! А, как известно, иметь больше вариантов выбора – больше шансов решения задачи! 

Возможно, что для некоторых переход к новой парадигме НЛП потребует воистину героических усилий, связанных с выработкой новых критериальных подходов и нового стиля взаимоотношений между сферой когнитивного разума и пока что таинственной областью, включающей все, что стоит за его пределами. Это тот выбор, который необходимо сделать сознательно, чтобы войти в мир, где сознание – как механизм когнитивного разума, являющийся важным, но, тем не менее, частным «механизмом» обеспечения жизнедеятельности человека – должно будет уступить пальму первенства холистическому принципу экологической целостности всего человеческого существа. Хотелось бы верить, что те, кто, отринув демонов привычных ограничений, не побоятся встать на этот путь, в результате обретут истинное сокровище, способное принести богатые плоды тем, кто сумеет правильно им воспользоваться.  

Даосы – духовная элита древнего Китая – пытались выплавить волшебную «пилюлю бессмертия», приняв которую человек, якобы, мог приобрести сверхъестественные качества. Нео – герою фантастического фильма «Матрица» – было предложено принять синюю или красную таблетку, чтобы сделать выбор, оставаться ли в фальшивом «мире грез» Матрицы или перейти в истинный «реальный мир».  

Вас же, дорогие читатели, интересующиеся НЛП третьего поколения, я попрошу просто ответить на вопрос. Готовы ли вы к фундаментальному изменению СЕБЯ? Готовы ли вы к принятию кардинальных изменений самого себя, которые может повлечь за собой переход к новой парадигме НЛП? Если нет, то, возможно, вам пока не стоит торопиться покидать привычный и уютный мир НЛП предыдущих поколений и перешагивать "порог", за которым лежит неизведанная область Третьего поколения НЛП…

 

Заключение 

Быть вне элиты на этом свете – это преступно.

Валерий Куринский

А герои пируют под сенью

Королевских дубовых палат,

Похваляясь за чашею хмельной,

Что добудут таинственный клад…

Хелависа. Дракон

Настоящая статья отражает точку зрения автора, которая в частностях может не совпадать с мнением разработчиков НЛП третьего поколения и официальной позицией Университета НЛП (NLP University, Santa Cruz, CA, USA). Прекрасно понимая ограничения, налагаемые характером и объемом статьи, автор не ставил своей целью раскрытие частных техник и технологий НЛП третьего поколения, исходя из убеждения, что практическая возможность передачи технологий и инструментария может быть реализована исключительно в контексте тренингового обучения на семинарах, а не на страницах ознакомительной печатной работы.  

Выражаясь образно, чтобы найти клад, необходима карта, на которой указан путь к месту, где зарыто сокровище. Излагая материал, представленный вниманию читателя в этой статье, автор предпринял попытку описать свою карту и свое видение НЛП третьего поколения, а также свое понимание того, как основополагающие принципы, лежащие в основе нового поколения НЛП, могут быть привнесены в опыт практических специалистов по НЛП, использующих в своей работе НЛП предыдущих поколений. 

Возможно, кому-то предлагаемые идеи поначалу покажутся слишком необычными, а кому-то откроют новые горизонты, дадут важные подсказки и позволят выйти на более широкую дорогу, обрести большую свободу поиска себя и своей собственной индивидуальности в НЛП и в освоении мира. 

Благодарности 

Как автор настоящей статьи я выражаю огромную благодарность всем «спонсорам» данной статьи и, прежде всего, участникам дискуссии, вдохновивших меня на ее написание: Диане Антончик, Михаилу Антончик, Марине Гваладзе, Виктору Герасимову, Инне Иголкиной, Эльвире Лихачевой, Павлу Медведеву, Юрию Мошкину, Михаилу Пелехатому, Юрию Чекчурину, Алексею Шанько, Дмитрию Ющенко и другим, присоединившимся к дискуссии уже позже. Отдельная благодарность Инне Иголкиной, привлекшей внимание автора к проблеме «сенсорной очевидности» в контексте полевого НЛП, а также Михаилу Пелехатому и его интернет ресурсам, любезно предоставленным им НЛП сообществу, благодаря чему данная дискуссия и смогла развернуться в Интернет-пространстве. Выражаю благодарность тренеру НЛП Камилле Нишановой – выпускнице Университета НЛП в Санта Круз, взявшей на себя труд вычитки статьи, благодаря чему статья обогатилась рядом важных замечаний, исправлений и дополнений, вошедших в окончательный текст статьи. Хочу также поблагодарить всех, у кого я учился НЛП, начиная с 1990 года, и кто повлиял на мое становление как НЛПера: Сергея Абрамова, Яна Ардуи (Jan Ardui), Чарли Бадденхофа (Charlie Baddenhoff), Кармен Бостик (Carmen Bostic), Брайена Ван дер Хорст (Brian Van derHorst), Питера Врица (Peter Wricza), Александра Герасимова, Джона Гриндера (John Grinder), Игоря Михайлова, Андрея Плигина, Фрэнка Пьюсэлика (Frank Pucelik), Николая Сидорова, Алексея Ситникова, Константина Сурикова, Майкла Холла (Michael Hall), Энн Энтус (Anne Entus) и других – не названных, но, тем не менее, незримо присутствующих на моей «линии времени» и дающих мне поддержку, силу и отвагу продолжать мое движение дальше. Я очень признателен тренерам НЛП, совместно с которыми в разные годы мне довелось проводить тренинги по НЛП: Андрею Виноградову, Юрию Живоглядову, Константину Коваленку, Юрию Овчинникову, Марку Пальчику и другим, а также всем, тем, кто был на моих тренингах в качестве участников и дал мне ценную обратную связь, способствующую моему профессиональному совершенствованию в области НЛП. Хочу также выразить благодарность авторам и создателям системы «Симорон» – Петру и Петре Бурлан, обучение у которых дало возможность взглянуть на Полевое НЛП из «мета-позиции» – с новой неожиданной для меня стороны, что позволило расставить некоторые существенные акценты в моем понимании НЛП третьего поколения. Я благодарен моим учителям Цигун «Инь-ян» и Холотропного дыхания – Татьяне Смолиной и Екатерине Худобиной, благодаря обучению у которых я приобрел уникальный «энергетический», «соматический» и трансперсональный опыт, в значительной степени облегчивший мне восприятие полевой модели и вхождение в НЛП третьего поколения. И, разумеется, я бесконечно благодарен моим родителям, подарившим мне жизнь и сумевшим передать мне тот Дух Свободы, который во многом определил мою судьбу и привел меня к тем результатам в жизни, которых я достиг. Я невероятно признателен своему сыну, который стал для меня, по сути, Духовным учителем и в свое время подвиг к углубленному изучению психологии и психотерапии, что в конечном итоге и привело меня к НЛП. Я очень благодарен Терезе Эпштейн (Teresa Epstein), координатору учебных программ Университета НЛП, пригласившей меня пройти курс обучения в Санта Крузе, а также моим тренерам и наставникам: Джудит ДеЛозье (Judith DeLozier), Роберту Дилтсу (Robert Dilts), Деборе Бэкон-Дилтс (Deborah Bacon Dilts), Сьюзи Смит (Suzi Smith), Сиду Джекобсону (Sid Jacobson) и Майклу Колграсу (Michael Colgrass), которые ввели меня в мир НЛП третьего поколения и научили жить в нем. Я с благодарностью вспоминаю всех тех, с кем я разделил это удивительное время обучения в Университете НЛП: Кулани Камаха’о (Kulani Kamaha’o) – которая самоотверженно учила нас гавайским песням и танцам, Диану ДеТрай (Diana DeTry) из Бельгии, Лолу Зигмунд (Lola Siegmund) из Германии, Кимико Бокура (Kimiko Bokura) из Японии, Светлану Рафалска (Svetlana Rafalska) из Бельгии, Хабибу Бендерази (Habiba Benderradji) из Нидерландов, Синед Бакли (Sinead Buckley) из Ирландии, Эву Випрехт (Eva Wieprecht) из Германии и Экзевера Ли (Xavier Lee) из США – тренеров-стажеров, помогавшим мне и моим товарищам по учебе постичь Дух и Технологию НЛП третьего поколения, а также всех, кто учился вместе со мной, приехав в Санта Круз из разных концов света. В частности, мне хотелось бы поблагодарить – Дебору Раунди (Debrah Roundy), Татьяну Малндер (Tatiana Mandler), Пола Кули (Paul Cooley), Вима Бика (Wim Beek), Риту Леунг (Rita Leung) и других, которые разделили со мной утренние часы моих занятий цигун в волшебном лесу калифорнийских секвой под лучами восходящего солнца. И особенно я благодарен Виму и Рите, которые смогли войти со мной в истинный резонанс и сумели принять дух и сущность цигун в свое сердце. Я признателен Екатерине Худобиной и с благодарностью вспоминаю наши длинные пешие вылазки по необъятным «лесам и полям» на территории университетского кампуса, которые мы совершали в свободные часы между занятиями. Я благодарен также University of California Santa Cruz, где проходили наши занятия, самому городу Санта Круз, его великолепной природе – зеленым лужайкам, калифорнийским секвойям, диким оленям и енотам, гуляющим на свободе, Тихому океану, своим могучим и влажным дыханием наполнявшим все вокруг спокойствием и безмятежностью, и симпатичному Дракону из “Tracking Transitions”, забавляясь с которым я получил истинное удовольствие, и который дал мне уроки Радости, Изобилия, Принятия и Веры. 

© Алексей Танасиенко,

Председатель Правления Фонда «Мечты сбываются»,

Тренер НЛП (международный сертификат – Университет НЛП, Санта Круз, США, 2010 г.),

Киев, сентябрь 2009 г. – февраль 2011 г.

 

Первая публикация статьи:

Электронный журнал "Вестник НЛП" под редакцией А.А.Плигина №39 (февраль 2011 г.), http://www.vestniknlp.ru

 

Постоянный адрес этой статьи в Интернет:

http://www.dctf.com.ua/NLP-Hope_of_Changes(Rus).htm

При перепечатке статьи полностью или частично ссылка на адрес, указанный выше, обязательна.

 

 

[1] Стоит заметить, что парадигма «форма-содержание» в НЛП третьего поколения трактуется не столь однозначно, как в НЛП предыдущих поколений: «вербальная информация - это содержание, а невербальная - форма этого самого содержания» (см. напр.: А.Любимов. «НЛП: Структура коммуникации» URL:http://trenings.ru/Stati/Kommunikatsiya/Statya_NLP_Struktura_kommunikatsii.html). Хотелось бы подчеркнуть, что утверждение, которое отмечено данной сноской, апеллирует именно к «классической» парадигме «форма-содержание». Оно апеллирует скорее к привычным для НЛПеров «старой закалки» описаниям, ориентируясь на их «карту», поскольку именно они рассматривались в качестве основной целевой аудитории, в расчете на которую была написана данная статья. Однако для  специалистов, прошедших обучение по НЛП 3-го поколения, оно может быть не вполне справедливым, особенно если речь идет о некоторых моделях и форматах НЛП третьего поколения, в которых парадигма «форма-содержание» может иметь иное смысловое  наполнение. Автор благодарен тренеру НЛП Камилле Нишановой, привлекшей его внимание к этому важному моменту.

[2] В дополнение к перечисленному можно также указать на упоминании понятия «поле» в гештальттерапии. См. напр.: Робин Ж.-М. Экологическая ниша. Очерк о теории поля в гештальт-терапии.// Гештальт 94.Сборник материалов Московского гештальт института за 1994г. - Минск: ИПП Министерства экономики,1995.

[3] Подробности обучения в Университете НЛП описаны в статье: Танасиенко Алексей. Киев – Санта Круз  и обратно. Мои приключения с Дилтсом и Ко в Калифорнии. – Киев, 2009. URL http://www.dctf.com.ua/NLPU_MHJ.htm

[4] DeLozier, Judith & Dilts, Robert, Encyclopedia of Systemic Neuro-Linguistic Programming and NLP New Coding, NLP University Press, Santa Cruz, CA, 2000, p. 866-868.

[5] Там же, p. 866-868

[6] Там же, p. 868

[7] Дилтс P., Мак-Дональд Р. Инструменты духа: Путь к реализации вселенской чистоты./ пер. с англ. А.А. Рунихина. – Воронеж: НПО «Модек», 2004

[8] Дилтс P., Коучинг с помощью НЛП. – Спб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. с. 186-187.

[9] У автора настоящей статьи после полуторагодичного пристального изучения «нового НЛП», привезенного им из Америки, уже не осталось никаких сомнений, что основная причина повышения важности «поля» для НЛП третьего поколения напрямую связана с появлением практического инструментария «дизайна идентичности», это однозначно прагматичный шаг в развитии НЛП, логически вытекающий из всей предыдущей истории нейролингвистического программирования.

[10] Dilts, Robert. Third Generation NLP for Leaders and Coaches. URL http://www.nlpu.com/ThirdGenerationNLP.html

[11] Формулировка принадлежит тренеру НЛП Михаилу Антончику.

[12] Очевидно, что данное утверждение является более общим вариантом классического описания НЛП: «НЛП – это изучение структуры субъективного опыта», поскольку разум мы можем рассматривать в качестве «субъекта», порождающего этот опыт.

[13] NLPU 200. Master Practitioner Certification Course. Ben Lomond, Dynamic Learning Publications / NLP University Press, 2008, p. 5.

[14] Так формулируется одна из Базовых пресуппозиции НЛП.

[15] Конспект первого дня семинара NLPU 200. Master Practitioner Certification Course, Санта Круз, 2008.

[16] Автор благодарен тренеру НЛП Инне Иголкиной, привлекшей его внимание к вопросу сенсорной очевидности, что побудило к более тщательному исследованию, как трактуется этот вопрос в полевом НЛП.

[17] NLPU 200. Master Practitioner Certification Course. Ben Lomond, Dynamic Learning Publications / NLP University Press, 2008, p.  PAGE 9. См также статью Роберт Дилтс: "Путь размышлений" Дарвина. (Перевод Александра Бродского).URL: http://nlp-ist.narod.ru/docs/materials/dilts_darwin.html

[18] Плигин А.А., Герасимов А.В. Руководство к курсу НЛП-Практик. – М.: КСП+, 2000. с. 194.

[19] Наверняка, многие читатели могут вспомнить известный школьный эксперимент, в котором на лист бумаги насыпают железные опилки, а снизу располагают магнит. В результате можно «увидеть» магнитное поле магнита, поскольку опилки выстраиваются вдоль его силовых линий.

[20] Поляков, Григорий. Тренинг "The Art of Suces: SFM tm" Роберта Дилтса._ День первый. - Запись в блоге на Live Internet, 08 Марта 2008 г.. URL http://www.liveinternet.ru/users/2281939/post69101704

[21] Советский энциклопедический словарь. Ред. Прохоров, А.М., М.: Советская Энциклопедия; Издание 2-е. 1983. с. 495.

[22] Философский энциклопедический словарь/ Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов — М.: Сов. Энциклопедия, 1983. с. 263.

[23] Цитируется по http://www.nlp-minsk.info/forum/viewtopic.php?p=8783#8783

[24] Приведем аналогию из физики. Самыми мощными источниками излучения электромагнитного поля сегодня являются лазеры, использующие принцип когерентности. Когда лазер переходит в штатный режим когерентного излучения, частицы его рабочей среды начинают колебаться в одной фазе (или, выражаясь языком НЛП –  входят «в раппорт»). Но даже еще до перехода в режим когерентности, электромагнитное поле в рабочей среде лазера присутствует, создаваемое частицами, еще не вошедшими в синхронные колебания. То есть, не зависимо от режима, в котором находится лазер, излучающие частицы рабочей среды всегда генерируют электромагнитное поле. Вопрос лишь в том, какого качества это поле.

[25] NLPU 200. Master Practitioner Certification Course. Ben Lomond, Dynamic Learning Publications / NLP University Press, 2008, p. 164

[26] Зай И Тома. Тень архетипа. Журнал "Самиздат" (Сервер современной литературы "Самиздат" при библиотеке Мошкова). URL http://zhurnal.lib.ru/z/zaj_t/arx.shtml

[27] Или, выражаясь языком НЛП, «сенсорно неописуемы». Весьма примечательно употребление Р.Дилтсом выражения «неописуемы», используемого им для обозначения ключевых отличий НЛП третьего поколения от предыдущих поколений. Правда, при этом он открыто не упоминает архетипов. Для точности приведем развернутую цитату из статьи Р.Дилтса в переводе О.Болотовой: «Третье поколение НЛП включает сдвиг фокуса НЛП с технического аспекта или практического аспекта на поиски колдовства и эстетики, которые упоминаемы, но неописуемы». URL:http://nlpelektron.com/?action=show&what=content&id=82

[28] Понятие аттрактора введено в НЛП Робертом Дилтсом в контексте применения Теории самоорганизации для описания поведения сложных систем. См. напр.: Р.Дилтс. Стратегии гениев том 3. Зигмунд Фрейд, Леонардо да Винчи, Никола Тесла. М.: Независимая фирма «Класс», 1998. с. 244.

[29] Копейкин Кирилл, протоиерей. Наука и религия на рубеже III тысячелетия. URLhttp://www.bogoslov.ru/text/print/487713.html

[30] Дмитрий Бровкин. Я сам обманываться рад! Аналитическая психология К.-Г. Юнга и практика рекламы. Альманах "Лаборатория рекламы, маркетинга и public relations" № 8 - 9 1999 г. URL http://www.media-planning.ru/ru/advertising/theory_and_practice/articles/brovkin1.htm

[31] К.Г. Юнг. Архетип и символ. Издательство "Ренессанс" СП "ИВО-СиД", 1991

[32] Лаврова О.В. Концепция телесности в интегративной психотерапии. URL http://www.adhoc-coaching.spb.ru/pub/koncepciya_telesnosti.htm

[33] К.Г. Юнг. Архетип и символ. Издательство "Ренессанс" СП "ИВО-СиД", 1991

[34] Там же.

[35] Pearson, Carol S. The hero within: Six archetypes we live by. San Francisco: Harper & Row. 1989, p.. XXV

[36] Психологизм видения реальности // Черникова И. В. Философия и история науки [Электронный ресурс] : учеб. пособие. УМО для студентов и аспирантов высших учебных заведений по специальности "Философия" – [Б.м., б.г.]. - URL : http://www.ido.tsu.ru/other_res/hischool/4ernikova/r1gl23.htm . – Загл. страница URLhttp://www.ido.tsu.ru/other_res/hischool/4ernikova/index.htm, Печатное издание: Черникова И. В. Философия и история науки: Учебное пособие. – Томск: Изд-во НТЛ, 2001

[37] NLPU 200. Master Practitioner Certification Course. Ben Lomond, Dynamic Learning Publications / NLP University Press, 2008, p. 164.

[38] Там же, p. 169.

[39] Там же, p. 167.

[40] В рамках учебного курса Университета НЛП «Мастер-практик НЛП», построенного на базе НЛП третьего поколения, пока представлена всего одна техника, использующая этот подход, автором которой является Джудит ДеЛозье (см.: NLPU 200. Master Practitioner Certification Course. Ben Lomond, Dynamic Learning Publications / NLP University Press, 2008, p. 169-170), однако у автора настоящей статьи складывается впечатление, что за «первой ласточкой» может последовать целая серия новых моделей и техник, использующих данный принцип.

[41] Эта тенденция может, на наш взгляд, привести к распространению на уже устоявшиеся классические НЛП форматы и техники принципов и методов полевого НЛП и, как результат, существенным образом повысить их практическую эффективность.

[42] Автор оставляет за рамками настоящей статьи заведомо анекдотические домыслы и абсурдные интерпретации в отношении критериев НЛП третьего поколения, предлагаемые некоторыми его оппонентами, принимавшими участие в дискуссии в сети Интернет. Стоит добавить, что определенную долю нелепиц и слухов порождают некоторые последние НЛП-тренинги в России и Украине, авторы которых берутся анонсировать свои тренинги под маркой «НЛП третьего поколения» или «Полевое НЛП», ни разу не побывав при этом на обучающих семинарах Роберта Дилтса в Университете НЛП – пока единственном центре НЛП в мире, где можно получить фундаментальную подготовку по данному предмету.

[43] Формулировка принадлежит Михаилу Антончику.

[44] Хотя, как нам известно, не существует общепризнанных «официальных» критериев, позволяющих «автоматически» квалифицировать ту или иную модель, как «правильную модель НЛП», или как «модель, не отвечающую критериям НЛП», в большинстве случаев критерием является, насколько модель соответствует базовым пресуппозициям НЛП, а также, насколько она эффективна по отношению к классу решаемых задач. Часто в качестве такового критерия может выступать мнение общепризнанного авторитета в области НЛП, или же индивидуальные критерии эффективности конкретного специалиста в области НЛП, определяющего «операциональную валидность» модели ситуативно, ориентируясь на собственный опыт, контекст применения модели, и/или используя некоторый пошаговый формат валидизации, когда на каждом шаге выясняется ответ на некоторый частный вопрос. Например (формат критериального описания принадлежит Михаилу Антончику): «1. Задачи, которые решают с помощью модели? 2. Область применения модели? 3. Ограничения модели?»

[45] О значении термина «парадигма» см. напр. Оксфордский толковый словарь по психологии/Под ред. А.Ребера,2002 г.: «Парадигма: 1. Любой ряд лингвистических форм, отражающих общий основной элемент, например, давать, дает, дал, дала, дало, дают и т.д. Это общее понятие встречается и на других уровнях лингвистического анализа включая фонематический, морфологический и синтаксический. 2. Направление или план исследования, в котором внимание сосредоточивается на чем-то определенном. Таким образом, можно читать, например, о решении проблемы в психоаналитической парадигме. 3. Определенная экспериментальная процедура, например классическая парадигма обусловливания. 4. Во влиятельном анализе истории науки Т.С. Куна – собирательное обозначение набора установок, ценностей, процедур, методов и т.д., составляющих общепринятое направление в определенной дисциплине в определенный момент времени. Обратите внимание, что все эти способы употребления – от лингвистического до исторического/философского отражают оригинальное значение греческого слова paradeigma, означающего паттерн, модель.» URL:  http://vocabulary.ru/dictionary/487/word/%CF%C0%D0%C0%C4%C8%C3%CC%C0

[46] Еще до появления НЛП 3-го поколения было известно, что нейролингвистические программы, мыслительные установки, убеждения и т.п. «сидят» не только в голове, но и во всем теле. В НЛП третьего поколения эта пресуппозиция стала одним из основополагающих принципов, используемых в дизайне техник изменения. Поэтому во всех техниках идет обязательная работа со всем телом, когда эти нейролингвистические программы (если они явно негативного характера) мы мягко и органично трансформируем в более позитивные, работая мускулами, а не только головой, – то есть, вовлекая в работу все тело.

 

Видите ошибку на сайте или неработающую ссылку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter, и тот же момент ваше сообщение будет отправлено администрации сайта.  Внимание! В браузере Opera функция может не работать.

 

 

Кто на сайте

Сейчас 74 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

© 2017. Восточноевропейский центр НЛП - Next Generation